Понятия со словосочетанием «левая створка»
Связанные понятия
Пределла (от итальянского predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны...
Тябло́ (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. tábula — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
Алта́рная (заалтарная) карти́на (запрестольный образ; англ. altarpiece, фр. retable) — художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.
Подробнее: Алтарная картина
Убру́с (ст.‑слав. ѹбрѹсъ — «плат, платок, полотенце», от ст.‑слав. бръснѫти, брысати — «тереть») — изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи.
Поли́птих (от др.-греч. τρί-πτυχος — «состоящий из многих дощечек» ← др.-греч. τριάς — «много» + др.-греч. πτῠχή — «табличка, дощечка») — картина (обычно на деревянной основе), разделённая на секции или доски. В частности, диптих — двухсекционное произведение искусства, триптих — трёхсекционное, тетраптих или квадриптих разделён на 4 секции, пентаптих — на 5 и так далее.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие на кресте, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Алтарные облачения (лат. Paramenta altaris, параменты) — ткани используемые для украшения и защиты алтаря католического костёла. Часто алтарные облачения обладают символическим значением, так как их цвет может содержать информацию о характере праздника. Самым основным алтарным облачением является алтарный покров, который представляет собой скатерть, полностью закрывающую алтарный столик. Не менее важным атрибутами алтаря являются антиминс, закрывающий лишь верх алтаря, а также фронтал - прямоугольный...
Алтарный крест — атрибут и украшение алтаря в форме небольшого креста. Изготавливается из дерева и может восприниматься как реликвия церкви. Появились в VI веке, но в церковный обиход вошли только к XII веку. В древности алтарные кресты могли быть больших размеров и изготавливаться из золота. Символически алтарный крест маркирует алтарь как Голгофу, на котором совершилась жертва искупления людей кровью Иисуса Христа. Поэтому нередки алтарные кресты с распятиями. Алтарные кресты встречаются в церквях...
Филёнка (от нем. Füllung — начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Рим.
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) — баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.
Тимпа́н (др.-греч. τύμπανον барабан), в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.
Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).
Голубе́ц (от слова «голубь, голубчик», также голбец, столбец, часовщика) — крыша на могильном или поклонном кресте, вообще — надгробный памятник со схематической кровлей или в форме избушки. Кровли голубцов-столбов украшались главками с крестами и резными причелинами по скатам. Иногда в верхнюю часть столбца врезали медную иконку с изображением того святого, имя которого носил умерший.
Клеймо — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции.
Трифо́рий (от лат. tri — «три» и foris — «дверь, вход») — в романской и готической церковных архитектурах узкая невысокая галерея, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Пала д’Оро (итал. Pala d'Oro — «золотой алтарь») — алтарный образ в базилике Святого Марка (Венеция). Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках.
Реликварий (лат. Reliquarium, от reliquiae) — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Почитание реликвий наиболее развито в христианстве, но также проявляется в индуизме, некоторых формах буддизма (см. Ступа) и других культах.
Гробовой портрет — реалистическое изображение покойного, один из элементов Castrum Doloris (Замка страданий) — парадного возвышения для гроба во время похоронных церемоний.
Плафон (от фр. plafond — потолок) — вид, проекция на архитектурное сооружение снизу (антоним понятия «план» — проекции сверху).
Велум (лат. velum — парус) — в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах («Рождество Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Сретение» и др.) символизирует собой преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами, а также то что действие разворачивается вдали от глаз, тайно или в помещении.
Солея́ (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются...
Люне́т, Люнетта (фр. la lunette — диминутив от «луна») — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами.
Тондо Питти (итал. Tondo Pitti) — мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1503−1505 гг. для Бартоломео Питти.
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Позе́м (позьма) — в иконописи название условного обозначения земли, изображаемого в нижней части иконы обычно в виде полосы коричневого или зелёного цвета. Позем наносится на икону сразу после написания фона.
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
«Христос и святой Фома» или «Неверие святого Фомы» (итал. Incredulità di san Tommaso) — скульптурная группа работы итальянского скульптора Андреа Верроккьо. Создана в период между 1467 и 1483 годами. Первоначально находилась в нише церкви Орсанмикеле во Флоренции (заменена на копию), сейчас оригинал хранится в музее Орсанмикеле.
Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Ясли Христовы — ясли (кормушка для домашних животных), в которые, согласно евангельскому рассказу, Богородица как в колыбель положила новорождённого младенца Иисуса. Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми, — в Вифлееме и в Риме.
Белый ангел (серб. Бели анђео) — фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Датируется XIII веком и относится к периоду Палеологовского возрождения. В XVI веке поверх этого изображения было написано новое, которое было удалено в ходе реставрационных работ в XX веке.
Десюдепо́рт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — декоративная композиция, расположенная над дверью. Чаще скульптурная или рельефная, иногда в виде живописного панно. Данное декоративное украшение конструктивно связано с дверным проёмом, в художественном плане является переходным элементом от дверей к стенам.
«Святой Иероним в келье» (нем. Hieronymus-im-Gehäus) — одна из трёх «мастерских гравюр» (см. также «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Меланхолия») немецкого художника Альбрехта Дюрера, написанная в 1514 году. Произведение насыщенно символами из иконографии.
Христос во гробе, Уныние или Смирение Нашего Господа, Высшее Умаление, Царь Славы (др.-греч. Άκρα Ταπείνωσις, Akra Tapeinosis — крайнее уничижение, смирение) — вариант иконографии Иисуса Христа, изображающий его мёртвым в гробу.
Складень — наименование распространённой в Средневековье в странах Центральной Европы формы церковных алтарей.
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI—XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы.
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва...
Мафо́рий (др.-греч. μαφόριον) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) — одна из важнейших реликвий, связанных с Её памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
«Всевидящее око Божие» — символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе.
Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя...
Крабб (нем. Krabbe) — крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.
Пелена (пелена подвесная; греч. ποδέα) — плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте. Исполнение подвесной пелены было знаком особого почитания данного образа, благочестия заказчика и исполнителя.